Как настроить и отрегулировать карбюратор К 88, 130, 131?
Карбюратор к 88 пошаговая инструкция по регулировке. Основные виды неисправностей карбюратора, простые пути решения проблемы и способы продлить срок службы устройства
ЗИЛ 130 и 131, автомобили, которые без преувеличения можно назвать легендарными. Выпускались они без малого 50 лет и использовались практически во всех областях промышленности и оборонки.
Секрет успехов 130 и 131 весьма прост – автомобили были максимально надежными и не подводили своих хозяев. Добиться этого удалось благодаря практически идеальным запчастям, которые выпускали советские заводы. Одна из таких деталей карбюратор к 88а, который устанавливался на эти автомобили. Устройство достаточно редко выходило из строя, практически не требовало ремонта.
Однако все это лишь при условии, что шофер следил за состоянием карбюратора и периодически производил его настройку.
ЗИЛ 131
Сегодня ЗИЛы 130 и 131 по-прежнему остаются надежными рабочими лошадками. Однако учитывая тот факт, что в XXI веке, производство этих автомобилей было значительно сокращено, сегодня большинство из них, можно сказать, пенсионеры советского автопрома. Старички очень часто требуют ремонта, а карбюратор к 88а, со временем становиться не таким уж и надежным и если своевременно не производить его настройку, деталь может выйти из строя и придется заменить ее.
Конструктивные особенности карбюратора
Прежде чем браться за настройку или регулировку запчасти следует изучить принцип работы карбюраторов установленных на ЗИЛ 130 и 131. Итак, это двухкамерное устройство с падающим потоком воздушной смеси и двойным распиливанием топлива. Камеры карбюратора в количестве двух штук выполнены в одном блоке и работают на всех режимах двигателя параллельно.
Карбюратор в ЗИЛ 130 и 131, кстати, выполнен, таким образом, чтобы его регулировка не была проблемой для шофера. Если прибор немного забарахлит можно настроить его на рабочий лад без необходимости снимать и разбирать устройство. Однако прежде чем браться за настройку карбюратора необходимо хоть даже и поверхностно изучить его конструкцию. В частности, винты, с помощью которых собственно и производится настройка:
- Винт регулировки качества смеси для холостого хода.
- Стопорный вин дросселя.
- Винт регулировки количества оборотов.
- Стопорный винт дросселя.
- Держатель жиклера.
Карбюратор К 88
На само карбюратор устроен на порядок сложнее. Однако для первоначальной настройки достаточно и этих знаний. Более глубокие нужны скорее для ремонта устройства, однако, доверим это дела квалифицированным автомеханикам. Если же вы обладаете минимальными слесарными навыками, регулировка холостого хода как решение большинства проблемы с карбюраторами ЗИЛ 130 и 131 не станет для вас проблемой.
Регулировка холостого хода
Одна из главных болезней зиловских карбюраторов – так называемый плавающий холостой ход. Говоря проще по причине той или иной неисправности в блок цилиндров некачественная топливная смесь. В этом случае автомобиль будет заметно троить на холостом ходу, а обороты будут заметно плавать. Решается проблема достаточно просто. Необходима просто регулировка винтов, отвечающих, за состав топливной смеси. Давайте разберем весь процесс поэтапно.
- Первым делом вам необходимо полностью завернуть винт, что отвечает за качество топливной смеси. После того как винт дойдет до упора его нужно ослабить на 4-5 оборотов. Таким образом, вы добьетесь идеально обогащенной для блока цилиндров качества топливной смеси.
- Точно так же до упора закрутите, и винт количества смеси. Единственное отличие в том, что его нужно будет ослабить всего на 3 оборота.
- Теперь можно запускать двигатель. Включив, зажигание обязательно подождите, пока автомобиль достаточно прогреется.
- Теперь берите отвертку и с помощью винта количества смеси отрегулируйте карбюратор так, чтобы двигатель стабильно работал на 800 оборотах.
- Теперь закрываем винт качества до тех пор, пока двигатель не начнет чихать. После его следует ослабить примерно на пол-оборота.
Далее, закручивайте винт качества до тех пор, пока не появиться нестабильность в работе двигателя. После ослабьте его на пол-оборота.
На этом собственно и все. Путем вот таких несложных действий можно идеально отрегулировать холостой ход ваших автомобилей ЗИЛ 130 или 131.
Виды неисправностей карбюраторов
Правда, далеко не всегда вот такая регулировка помогает снять все проблемы с карбюратором. Иногда устройству необходим ремонт или более сложное обслуживание. Всего можно выделить 4 проблемы с зиловскими карбюраторами. В принципе все они легко устранимы и профессиональный шофер сможет исправить все, не обращаясь в автосервис.
В первую очередь речь идет о таких проблемах, как:
- Конденсат в карбюраторе. Проблем весьма распространенная, особенно в последнее время, когда качество топлива оставляет желать лучшего. Скорее всего, в бензобак попало, что-то очень отдаленно, напоминающее, бензин, вероятно, разбавленный водой или ослиной мочой как было в известном фильме. Естественно, появление конденсата в карбюраторе ЗИЛ 130 и 131 связанно и с тем, что автомобили эти эксплуатируются круглогодично и частенько даже в лютые морозы. Некачественный бензин во время простоя авто замерзает и в итоге в карбюраторе образуется конденсат. Единственное решение проблемы – замена топлива на более качественное.
- Хлопки или выстрелы в карбюраторе. Неисправность, которая может иметь под собой несколько причин. Наиболее вероятны две из них — в первую очередь некачественное топливо. В этом случае в карбюратор поступает недостаточно обогащенная воздушная смесь. Воспламеняется она частями и шофер слышит хлопки или выстрелы в карбюратор. Второй вариант проблема с жиклерами, которые могли засориться. Их можно прочистить потоком воздуха или промыть специальной жидкостью. Если все действия выполнить, верно, выстрелы и хлопки прекратятся.
- Не поступает бензин. Наиболее вероятная причина, механический засор в карбюраторе. Чтобы исправить проблему его придется разобрать и тщательно прочистить. Попутно стоит проверить все шланги, ведущие к устройству на наличие дефектов – проблем может быть и в них.
- Переливает карбюратор. Очень распространенная неисправность. Проблема состоит в том, что в карбюратор поступает слишком много топлива. Первым делом попробуйте отрегулировать винт качества воздушной смеси. Если не помогает, стоит приобрести новые свечи зажигания, не исключено, что проблема заключается именно в них.
Вот, пожалуй, все неисправности, которые можно устранить без особых проблем своими руками. Все остальное, скорее всего, потребует вмешательства квалифицированных автомехаников, которым по плечу тонкая регулировка карбюратора установленного на ЗИЛ 130 и 131. Самостоятельно, кстати, за это дело браться не стоит – процесс весьма длительный и трудоемкий и при отсутствии практических знаний можно и вовсе загубить топливную систему ЗИЛ 131 и 130, в этом случае никакая регулировка уже не поможет.
Уход за карбюратором
Все вышеозначенные проблемы с карбюраторами ЗИЛ 130 и 131, вас никогда не коснуться, если соблюдать ряд несложных правил и ухаживать за карбюратором так, как требует его конструкция:
- Важнейшее правило – при каждом техническом обслуживании автомобиля проверяйте, чтобы все заглушки соединения и пробки карбюратора были герметичными. Утечка топливной смеси из устройства, может, очень пагубно сказаться на его дальнейшей работе.
- Также при каждом ТО обязательно удаляйте отстой из поплавковой камеры и как минимум пару раз за год очищайте и промывайте каналы и жиклеры карбюратора. (Лучше всего промывать устройство высокооктановым бензином, а если загрязнения слишком сильные можно использовать для этой цели ацетон).
- Промытые детали обязательно просушивайте, после вторично очищайте при помощи мягкой тряпки.
Конечно, засорение карбюратора необязательно приведет к его неисправности. Однако, если не заниматься обслуживанием устройства проблемы с вашим ЗИЛ не заставят себя ждать.
Вам также может понравиться
Карбюратор ЗИЛ-130 К-88А
Карбюратор ЗИЛ-130 — вертикальный, с нисходящим (падающим) потоком смеси, с балансированной поплавковой камерой. Карбюратор двухкамерный, каждая камера имеет два диффузора. Необходимый состав смеси получается вследствие пневматического торможения топлива и применения клапана экономайзера.
Карбюратор имеет раздельную для каждой камеры систему холостого хода с питанием из главного топливного канала. Для обогащения смеси при резком открытии дроссельных заслонок в карбюраторе имеется ускорительный насос.
Для облегчения пуска холодного двигателя карбюратор имеет воздушную заслонку с автоматическим клапаном и кинематическую связь воздушной и дроссельных заслонок. Поплавковая камера, ускорительный насос, экономайзер и воздушная заслонка общие для обеих камер.
Схема карбюратора показана на рисунке.
Рис.
Схема карбюратора ЗИЛ-130: 1 — корпус воздушной горловины; 2 — игольчатый клапан подачи топлива с эластичным запорным элементом из специальной резиновой пленки; 3 — сетчатый фильтр; 4 — пробка фильтра; 5 — канал балансировки поплавковой камеры; 6 — жиклер холостого хода; 7 — полость; 8 — жиклер полной мощности; 9 — воздушный жиклер; 10 — малый диффузор; 11 — кольцевая щель; 12 — форсунка; 13 — воздушная полость; 14 — полый винт; 15 — воздушная заслонка; 16 — автоматический клапан; 17 — толкатель; 18 и 34 — пружины; 19 и 21 — штоки; 20 — планка; 22 — кольцевая канавка; 23 — корпус поплавковой камеры; 24 манжета; 25 — пружина манжеты; 26 — втулка штока; 27 — отверстие; 28 — промежуточный толкатель; 29 шариковый впускной клапан; 30 — седло; 31 — шариковый клапан; 32 — тяга; 33 — клапан экономайзера с механическим приводом; 35 — топливный канал; 36 — пробка; 37 — рычаг; 38 — прокладка; 39 — канал; 40 — игольчатый нагнетательный клапан; 41 — винты регулировки холостого хода; 42 — прямоугольное отверстие; 43 — круглое отверстие системы холостого хода; 44 — канал; 45 дроссельная заслонка; 46 — корпус смесительных камер; 47 главный жиклер; 48 — поплавок; 49 — пружина поплавка
Основные данные карбюратора
Диаметр диффузора в мм:
- малого: 8,5
- большого: 29,0
Диаметр смесительных камер в мм: 36,0
- воздушной горловины в мм: 60,0
Пропускная способность дозирующих элементов при проверке водой под напором 1000 мм при температуре 20 ± 1° в см3/мин:
- главного жиклера: 315
- жиклера полной мощности: 1150
- клапана экономайзера: 215
- воздушного жиклера: 860
Расстояние от уровня топлива в поплавковой камере до верхней плоскости разъема корпуса поплавковой камеры в мм: 18—19
Вес поплавка в г: 19,7± 0,5
Расстояние между кромкой дроссельной заслонки и стенкой смесительной камеры, соответствующее моменту открытия клапана экономайзера с механическим приводом, в мм: 9,0
Холостой ход регулируют упорным винтом 2, ограничивающим закрытие дроссельных заслонок, и двумя винтами 1, изменяющими состав горючей смеси при полностью прогретом двигателе и при совершенно исправно» системе зажигания. Особое внимание должно быть обращено на исправность свечей и правильность зазора между их электродами. Следует учитывать, что карбюратор двухкамерный и состав смеси в каждой камере регулируют независимо от состава смеси другой камеры соответствующим винтом. Кроме того, надо помнить, что при завертывании винтов смесь обедняется, а при их отвертывании — обогащается.
Рис.
Регулировка системы холостого хода карбюратора: 1 — винты регулировки системы холостого хода; 2 — упорный винт
Начиная регулировку, надо завернуть винты до отказа, однако не слишком туго, а затем отвернуть каждый на три оборота. После этого следует пустить двигатель и установить упорным винтом такое наименьшее открытие дроссельной заслонки при котором двигатель работает вполне устойчиво.
Затем нужно обеднять смесь с помощью одного из винтов 41, завертывая этот винт при каждой пробе на 1/4 оборота до тех пор, пока двигатель не начнет работать с явными перебоями из-за излишнего обеднения смеси в цилиндрах. Затем следует обогатить смесь, вывернув винт 41 на 1/2 оборота.
После окончания регулировки состава смеси в одной камере надо произвести такие же операции со вторым винтом.
Отрегулировав смеси, следует попытаться уменьшить число оборотов холостого хода, отвертывая понемногу упорный винт дроссельной заслонки, после чего надо снова попытаться обеднить смесь с помощью винтов, как указано выше. Обычно после двух-трех попыток удается найти правильное положение для всех трех регулировочных винтов.
Не следует устанавливать очень малую частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу. Для проверки регулировки холостого хода надо нажать на педаль привода дроссельной заслонки и сразу резко отпустить ее. Если двигатель перестанет работать, то частоту вращения холостого хода необходимо увеличить. Правильно отрегулированный карбюратор должен обеспечивать устойчивую работу исправного двигателя на холостом ходу.
Пневмоцентробежный ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала
Максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя ограничивается пневмоцентробежным ограничителем, состоящим из двух механизмов:
- центробежного датчика, вращающегося от распределительного вала двигателя
- диафрагменного исполнительного механизма, который воздействует на дроссельные заслонки карбюратора
Ограничитель регулируют на заводе-изготовителе на максимальную частоту вращения.
Уход за карбюратором и его регулировка
Надо удалять отстой из карбюратора и прочищать его.
Промывать карбюратор ЗИЛ-130необходимо в чистом бензине или ацетоне с последующей продувкой сжатым воздухом. В карбюраторе имеются резиновые и прорезиненные детали (диафрагма системы ограничителя, паронитовые прокладки и др.), кроме того, могут быть установлены клапан подачи топлива и клапан экономайзера с эластичным запорным элементом (из специальной резины), поэтому промывку ацетоном или растворителями на его основе нужно проводить только после вывертывания этих узлов из корпусных деталей карбюратора. Стук клапана и обжатие седла клапаном не допускаются.
При разборке карбюратора, снимая верхний корпус, необходимо отвернуть полый винт 14. При этом нужно учитывать, что нагнетательный игольчатый клапан 40 не закреплен и может выпасть из корпуса.
Категорически запрещается применять проволоку или какие-либо металлические предметы для прочистки жиклеров, форсунок, каналов и отверстий. Запрещается продувать сжатым воздухом собранный карбюратор через топлпвоподводящее отверстие и балансировочную трубку, так как это приводит к повреждению поплавка.
При длительном хранении карбюраторов должны быть приняты меры для защиты их от коррозии, загрязнения и повреждения.
Занятие №3. «Регулировка карбюратора к88ам (к89ае) на минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя ЗиЛ-131»
Время:2 часа.
Вид занятия:практическое.
Место:класс ГРД.
Инструмент иприспособления:
-
ключи гаечные 12, 14, и 17 мм;
-
отвертка;
-
специальный шаблон для проверки высоты иглы запорного клапана.
-
Проверка уровня топлива в поплавковой камере.
1.1.Влияниетехнического состояния карбюратора наработу двигателя.
Техническое состояниеприборов системы питания карбюраторныхдвигателей оказывает существенныевлияния на мощностные и экономическиепоказатели работы двигателя, наизнашивание деталей цилиндро-поршневойгруппы, легкость пуска и приемистостьдвигателя. Эти показатели зависят отсостава, количества и качества горючейсмеси, приготовляемой карбюратором, иот соответствия её режиму работыдвигателя. Основной и наиболее сложныйприбор системы питания – карбюратор.Его неисправности составляют около 60%всех неисправностей системы питания.
Неисправности карбюратора выражаютсяв нарушении его регулировок и, какследствие, в образовании переобогащеннойили переобедненной горючей смеси.Причинами указанных неисправностейявляются: изменения уровня топлива впоплавковой камере из-за нарушениягерметичности клапана подачи топлива,изменения проходного сечения жиклеровв следствии его засорения и осмоления,засорения и осмоления воздушных каналов,топливопроводов и фильтров, износсопряжений.
По данным исследования,опубликованных в печати, интенсивностьизнашивания двигателя при его работена обогащенной горючей смеси (=0,8…0,85)будет в 1,5…2 раза больше, чем при работена нормальной или обедненной смеси(=1,0…1,2).
Обслуживаниекарбюраторов заключается в периодическойпроверке их крепления, состояния приводовуправления дроссельной и воздушнойзаслонками, отсутствия подтеканийтоплива, проверке регулировки малыхоборотов холостого хода и уровня топливав поплавковой камере.
1.2.Последовательность выполнения операции.
-
Установить автомобиль в горизонтальное положение.
-
Заполнить поплавковую камеру карбюратора топливом с помощью рычага ручной подкачки бензонасоса.
Рис.10 Проверка уровня топлива в поплавковойкамере карбюратора К88-АМ
По контрольному отверстию
3.Вывернуть пробку контрольного отверстияв поплавковой камере. При нормальномуровне, топливо должно находиться унижней кромки контрольного отверстияи не должно вытекать из поплавковойкамеры наружу. В случае соответствияуровня топлива норме пустить двигатель.При работе двигателя на минимальнойчастоте вращения коленчатого вала(450-500об/мин) топливо не должно вытекатьиз отверстия. Если топливо вытекает изотверстия, необходимо выполнитьрегулировку.
1.3. Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора (к89ае)
-
Снять воздухоочиститель с карбюратора совместно патрубком.
-
Отсоединить от карбюратора трос ручного управления воздушной заслонкой, топливопровод и трубку ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя
-
Отвернуть винты крепления верхнего корпуса карбюратора, снять и при необходимости промыть корпус.
Рис.11Проверка установки узла игольчатогоклапана карбюратора:
1-корпусвоздушной горловины карбюратора; 2-корпус игольчатого клапана;
3-шаблон;4-регулировочные прокладки.
-
Проверить специальным шаблоном 3 высоту иглы запорного клапана подачи топлива (Рис.11). Расстояние между тыльной частью иглы клапана и плоскостью разъема карбюратора должно находиться в пределах 14,2-14,5 мм. Регулировка осуществляется путем снятия прокладок 4 под корпусом 2 клапана при малом уровне топлива и или добавлении прокладок в случае большого уровня. Допускается подгибания кронштейна поплавка.
-
Собрать карбюратор, присоединить топливопровод, трубку ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя и трос ручного управления воздушной заслонкой.
-
Заполнить поплавковую камеру топливом с помощью рычага ручной подкачки бензонасоса и пустить двигатель.
-
Проверить уровень топлива в поплавковой камере по контрольному отверстию( Рис 12).
Рис.12 Проверкауровня топлива в поплавковой камерекарбюратора К88-АМ.
-
Установить и закрепить воздухоочиститель с патрубком и шлангами.
-
Регулировка карбюратора К88АМ (К89АЕ) на минимальную частоту
вращения коленчатоговала двигателя.
2.1.ТУ на выполнение операции.
Регулировкакарбюратора проводится на прогретомдвигателе при правильно установленномзажигании, отрегулированном клапанноммеханизме и соответствии уровня топливав поплавковой камере.
2.2. работ.
Рис.13 Расположениевинтов системы холостого хода карбюратора:
1- регулировочные винты холостого хода;
2– винт упорный (винт частоты вращенияколенчатого вала)
-
Завернуть на неработающем двигателе оба регулировочных винта 1 холостого хода
(рис. 13) доотказа и отвернуть каждый на три оборота.
-
Пустить двигатель.
-
Установить упорным винтом 2 наименьшее открытие дроссельной заслонки, обеспечив устойчивую работу двигателя.
-
Завернуть один из регулировочных винтов 1 холостого хода до получения работы двигателя с перебоями, а затем отвернуть его на ½ оборота, несколько обогатив рабочую смесь.
-
Провести аналогичную регулировку второй системы холостого хода другим регулировочным винтом 1.
-
Уменьшить частоту вращения на холостом ходу, медленно отвертывая упорный винт 2 дроссельной заслонки.
-
Обеднить вторично горючую смесь с помощью регулировочных винтов 1 в обеих камерах до получения минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя, равной 450-500 об/мин.
-
Проверить правильность выполнения работы, для чего резко открыть и закрыть дроссельную заслонку. Двигатель не должен глохнуть. В случае остановки двигателя необходимо насколько увеличить частоту вращения коленчатого вала путем ввертывания упорного винта 2 дроссельной заслоноки.
Окончательную проверку регулировки холостого хода карбюратора необходимо выполнить с помощью газоанализатора по содержанию окиси углерода в отработавших газах и с помощью тахометра по частоте вращения вращения коленчатого вала.
При невозможности обеспечения минимальной частоты вращения коленчатого вала регулировкой системы холостого хода, карбюратор необходимо снять с двигателя и отремонтировать.